» Первый класс - он трудный самый

Первый класс - он трудный самый

Ваш ребёнок поступил в первый класс. Это значит, что в его жизни, в его физическом и психическом развитии наступает целый ряд перемен. Ему придется адаптироваться к новым условиям социальной среды, к непривычным видам деятельности, осваивать незнакомые способы мышления и запоминания, и многое другое.

Принято считать, что в начальной школе малыш должен научиться читать, писать и считать. Потому многие родители не слишком серьёзно относятся к образованию своего малыша на начальном этапе, считают возможным пропустить пару-тройку учебных дней или не выполнить домашнее задание. Особенно часто таким отношением к школьным занятиям грешат старательные и ответственные мамы и папы, чьи дети к первому сентября уже бегло читали, умели складывать и вычитать двузначные числа, и «знали на зубок таблицу умножения». Психологи утверждают, что это ошибочная точка зрения. На самом деле перед первоклассником стоят даже более сложные и серьёзные задачи, чем перед выпускником: он должен адаптироваться к новым условиям своей жизни. Насколько успешно пройдет адаптация ученика к школе в первом классе, настолько эффективным будет весь процесс обучения, включая высшее образование и, возможно, аспирантуру.

Давайте попробуем разобраться: на что надо обратить внимание родителям первоклассника?

Дневной сон


В первом классе происходит смена основного вида деятельности ребёнка. Игровая деятельность перестает быть ведущей и постепенно сменяется учебной. Для большинства детей это сложный переход, связанный с дополнительной нагрузкой на центральную нервную систему. Поэтому, по мнению детских психологов и физиологов, первоклассникам требуется дневной сон. Не стоит силком запихивать своё чадо в постель средь бела дня, если оно яростно сопротивляется, но надо создать ему условия для полноценного отдыха. Обеспечьте тишину, уложите первоклассника и почитайте ему книжку со сказками в течение 10-15 минут. Если ребёнок действительно нуждался в дневном сне, он за это время заснёт. Если сон не был ему нужен – непродолжительный отдых и общение с родителями в спокойной обстановке все равно пойдут ему на пользу.

Первый учитель


Первый учитель для абсолютного большинства первоклассников – самый главный авторитет.
Не пропускайте родительские собрания и старайтесь согласовать свои требования к первоклашке с рекомендациями учителя. Дело в том, что теперь ваше слово и слово учителя для ребёнка практически равноценны. Если вы будете выдвигать одни требования, а учитель другие, то первоклассник просто запутается. Ему итак трудно в новой ситуации, а противоречивые требования еще больше сбивают его с толку.

Не забывайте о том, что теперь вы и учитель одинаково авторитетны для ребенка. Поэтому никогда не отзывайтесь плохо об учителе при своем ребенке. Даже если учитель неправ, найдите возможность урегулировать разногласия без участия первоклассника. Для него учитель-родители - неразрывный тандем. Позволив себе резкое высказывание в адрес учителя, вы автоматически подрываете свой собственный авторитет. При этом ребёнок рискует вообще потерять доверие к взрослым. А это чревато тем, что он найдёт себе сомнительный кумир на стороне.

Практика показывает, что разногласия между учителем и родителями (или между отцом и матерью) в первом классе лежат в основе большинства поведенческих проблем подростков.

Друзья и одноклассники


Будьте готовы больше общаться с друзьями вашего ребёнка, а еще к тому, что у него обязательно появятся новые друзья.

Это нормально. По определению, друг – это человек, с которым интересно. Наличие новых интересов неизбежно приводит к появлению новых друзей.

Прошло то время, когда вы могли воспитывать только своего ребёнка. Так или иначе, вы влияете на всех его друзей, даже если совсем не видитесь с ними. Их родители, в свою очередь, тоже влияют на вашего. В некотором смысле первый класс ребёнка – это переходный возраст его родителей. В дошкольном возрасте вы были авторитетом просто потому, что вы родитель. Уже к третьему классу школьник будет прислушиваться к мнению сверстников больше, чем к мнению взрослых. Поэтому ваш единственный шанс остаться авторитетом для него – стать авторитетом для его сверстников. Задача нелегкая, но чем не повод заняться самовоспитанием? Родители растут вместе со своими детьми.

Развитие речи первоклассника


Словарный запас дошкольника обычно включает 3-7 тысяч слов, большую часть которых составляют существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Это позволяет будущему первокласснику объясняться с окружающими людьми по поводу обыденных повседневных ситуаций.

В первом классе ему предстоит усвоить контекстную речь, то есть научиться воспринимать, воспроизводить и составлять связный текст. Словарный запас ребёнка продолжает пополняться, добавляются наречия, причастия, деепричастия и частицы. Речь становится более образной, выразительной и эмоциональной. На уроках первоклассник учится производить звуковой анализ слова. Это необходимо для успешного освоения чтения и письма в ближайшем будущем.

К сожалению, отведённого школьной программой времени не хватает для развития речи первоклассника на должном уровне. Поэтому ему потребуется ваша помощь. Выполняйте задания по чтению вместе с ребёнком, работайте над пополнением его словарного запаса и над умением составлять связный последовательный рассказ по теме.

Маскируйте дополнительные занятия по развитию речи под игры. Например, попробуйте вместе с первоклассником сочинить небольшой рассказ. Одно предложение вы, второе он, третье снова вы. Или по очереди называйте свойства какого-либо предмета. Для этих игр не обязательно выделять отдельное время, используйте случайные паузы (ожидание транспорта, время совместной домашней работы, на прогулке, по дороге в магазин или в гости). Упражнения пройдут веселее и эффективнее, если вам удастся привлечь братьев, сестёр и друзей первоклассника.

Учите всю эту компанию подбирать синонимы и антонимы к словам. Например, «Как можно назвать смелого человека по-другому?» (отважный, храбрый, бесстрашный, бравый, безбоязненный). «А если он не смелый, то какой?» (трусливый, боязливый, опасливый и т.д.) Расширение словарного запаса благотворно отразится на развитии речи. Будьте готовы к тому, что ваша собственная речь при этом тоже «обогатится» неологизмами и жаргонизмами. Не запрещайте ребёнку произносить «запрещенные» слова, но объясняйте, в каких ситуациях эти слова неуместны.

Мышление первоклассника


Наглядно-образное мышление дошкольника постепенно заменяется словесно-логическим. Ученик приобретает первые навыки синтеза и анализа.

В начале школьного обучения у ребёнка начинают складываться первые научные обобщённые абстрактные понятия. Число – одно из первых отвлеченных понятий, которое усваивает ребенок. Формируется теоретическое мышление, которое позволяет решать задачи, опираясь на существенные свойства объектов. Первоклассник учится анализировать задачу и выделять те качества объекта, которые потребуются для её решения. Этот навык – залог успешного обучения в старших классах.

Но даже при хорошем развитии словесно-логического мышления, причинно-следственные связи для первоклассников часто остаются непонятными. Это надо учитывать при постановке задания. Так, например, первокласснику достаточно просто ответить на вопрос типа «Что произойдёт, если…», а вопрос «Почему это случилось?» может поставить его в тупик.

При выполнении заданий на сравнение первокласснику сначала надо задать вопрос «Чем похожи эти предметы? Какие качества у них одинаковы?» и лишь потом «Чем эти предметы отличаются?»

Как бы старательно учитель и родители ни развивали логическое мышление ученика, в семь-девять лет он активнее воспринимает наглядно-образную информацию. Поэтому развитие логики и заучивание значимой информации следует разделять как две отдельные задачи.

Развитие словесно–логического мышления создает предпосылки для качественного изменения восприятия, внимания и памяти первоклассника.

Восприятие

первоклассников часто неустойчиво и не организованно. Но при этом малыши очень любознательны и эмоциональны. Их привлекает всё новое, яркое, шумное и загадочное. Они обожают уроки окружающего мира, музыки, рисования и технологии. Восприятие в этом возрасте ещё слабо дифференцировано. Многие дети часто путают схожие по написанию буквы и цифры, и созвучные слова.

На какой стадии развития восприятия находится ребёнок легко определить по тому, как он описывает картину. В возрасте двух-пяти лет дети просто перечисляют предметы, которые видят. В возрасте шести-девяти лет описывают действия и явления. После девяти лет у них появляется способность интерпретировать увиденное.

Важно учить первоклассника смотреть и слушать целенаправленно. Например, во время прогулки в лесу попросите ребёнка обратить внимание на форму, фактуру и цвет листьев разных растений. Пусть после прогулки он нарисует их и расскажет, с каких деревьев упали эти листья.

Память


Первоклассники обладают непроизвольной памятью. Они легко запоминают информацию, преподнесенную в яркой оригинальной форме. У них хорошо развита механическая память – многие дети способны запомнить и дословно воспроизвести небольшой текст, совершенно не вникая в его суть, настроение и смысл. Но, в отличие от дошкольников, они способны уже осознанно заучивать материал, даже если он им совсем неинтересен.

Важно развивать у первоклассника произвольную смысловую память, обучать его мнемоническим приёмам запоминания информации.

Проблема состоит в том, что учебный информационный материал начальной школы достаточно беден. Многие дети способны запомнить его, пользуясь исключительно механической памятью. Таким детям обучение в начальном звене дается на удивление легко, они на лету схватывают материл. Но не спешите радоваться. Главная цель обучения в первом классе - «научить учиться», т.е. научить ребёнка прилагать осознанные волевые усилия для изучения материала. Если учение дается первокласснику очень легко, это повод задуматься о том, что ему необходима дополнительная нагрузка. При переходе в среднее звено количество изучаемого материала сильно возрастает, и механической памяти для успешного освоения программы становится недостаточно. Если у первоклассника не сформирована произвольная память, он будет испытывать трудности в учении в старших классах. К тому же развить произвольную память у младшего школьника гораздо легче, чем у старшеклассника. Не упустите момент.

Тренировать произвольное запоминание надо постоянно. Разложите на столе несколько предметов (игрушки, часы, книги, сувениры, посуду, инструменты и т.д.) Попросите первоклассника запомнить как можно больше предметов на столе за одну минуту, а потом отвернуться и перечислить, что он запомнил. Постепенно число объектов увеличивайте.

При работе с текстом учите ребёнка выделять главную мысль и опорные слова в каждом абзаце, составлять план для пересказа. Параллельно с памятью надо развивать произвольное внимание ребёнка.

Развитие произвольного внимания у первоклассника


Первоклассник живо откликается на всё интересное и необычное, что происходит вокруг него. В возрасте семи-восьми лет дети обладают хорошим непроизвольным вниманием. Так, например, во время циркового номера первоклассник заметит множество деталей, но при этом может не уловить суть самого номера. Непроизвольное внимание часто используется преподавателями для оптимизации начала урока даже в старших классах и в студенческой аудитории. Но для образовательных задач и для развития личности необходимо формировать у первоклассника произвольное целенаправленное внимание.

Упражнения по развитию произвольного внимания легко проводить в виде игры. Например, предложите первокласснику наперегонки вычеркнуть в тексте букву «А» или любую другую. Для этого ему даже не обязательно уметь читать. Не читающие дети с этим заданием в среднем справляются успешнее, потому что не отвлекаются на содержание текста.

Хорошо помогают упражнения по исправлению в тексте смысловых и очевидных грамматических ошибок. Обычно дети рады исправлять чужие ошибки.

Выпишите еженедельный детский журнал. В таких журналах печатается очень много упражнений типа «Найди одинаковых зверей», «Помоги Маше найти дорогу», «Кто здесь лишний?». Выполняя эти задания, дети сами тренируют произвольное внимание. Вам остаётся только выслушать своего первоклассника и похвалить.

Адекватная самооценка успехов


Первоклассник не осознает значимость получения образования. Но высокая отметка для него – залог поощрения со стороны родителей, высокого социального статуса в классе, эмоционального комфорта. Важно, чтобы первоклассник научился адекватно оценивать свои успехи в учёбе.

Создайте ребёнку дополнительные стимулы к ежедневной самооценке достижений.

Опытные учителя начальных классов предлагают первоклассникам выбрать в написанной строчке самую красивую и аккуратную букву. За эту букву ребёнка обязательно надо похвалить. Но похвала должна быть заслуженной. Если буква не очень получилась, не говорите об этом маленькому ученику. Лучше скажите «Вот эта палочка в этой букве особенно хорошая». Можете не сомневаться – в следующей работе получившихся палочек будет больше.

Для развития адекватной самооценки первоклассника сделайте «копилку успехов» и «экран достижений».
Заведите прозрачный сосуд и набор каких-нибудь мелких предметов (камушки, стеклянные шарики, ракушки или что-нибудь другое, даже фасоль или крупные макароны). Пусть ребёнок за каждое своё достижение кладёт в сосуд по одному предмету. Постепенное наполнение копилки наглядно покажет ему уровень успеха и создаст наглядный ориентир для адекватной самооценки. Просите первоклассника рассказать вам, какой «успех» он сегодня положил в копилку. Когда сосуд наполнится, устройте малышу приятный сюрприз (поездку в зоопарк, пикник, поход в театр или кино, экскурсию в музей, конную прогулку и т.д.). На следующий день начните заполнять новую «копилку успехов».

Расчертите альбомный лист на клетки по числу дней месяца и нарисуйте в каждой клетке кружок. Пусть первоклассник в конце дня оценит свои старания в учёбе и закрасит кружок определенным цветом (допустим, красным – высший уровень, жёлтым – средний, синим – низкий). Можно цвета заменить радостными или печальными смайликами. По мере заполнения кружочков Вы сможете составить себе представление об уровне самооценки своего ребёнка и вовремя оказать ему своевременную помощь, если потребуется.

Если Вы всё ещё уверены, что первокласснику предстоит научиться всего лишь читать, писать, считать и сидеть за партой, то попробуйте ответить на вопрос: «Почему почти в любой школе России в пятом классе отличников почти на треть меньше чем в четвёртом?»

Загляните и скачайте бесплатные программы для пк у нас фильмы смотреть онлайн на кинопортале или скачать шаблон для dle на лучшем портале